С января 2022 г. изменилась судебная практика по делам о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств.
С января 2022 г. суды стали отказывать в получении страхового возмещения по договору ОСАГО в связи с причинением вреда жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств на основании пропуска страхователем (выгодоприобретателем) срока исковой давности, установленного законом для подачи заявления страховщику. При этом срок исковой давности в 3 года суд исчисляет с момента ДТП.
В соответствии с п.2 ст. 966 Гражданского Кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц составляет три года. Однако, начало течения срока исковой давности вышеуказанной статьей не определено.
До января 2022 г. суды исходили из того, что отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и страховщиком основаны на договоре страхования, а не на обязательстве вследствие причинения вреда. Применяя срок исковой давности к заявленным требованиям суд руководствовался тем, что исчисление срока исковой давности не может связываться исключительно с самим фактом причинения вреда и наступлением страхового события, а должно также состоять в связи с нарушением договорных обязательств страховщиком, в частности, если он по обращению потерпевшего (выгодоприобретателя) отказал в осуществлении страховой выплаты, либо ненадлежащим образом исполнил данное обязательство, либо не разрешил соответствующий вопрос в течение срока, установленного для этого положениями закона об обязательном страховании.
На это указывают разъяснения, содержащиеся в пункте 4 ранее действовавшего, ныне отмененного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которым исковая давность по спорам, вытекающим из договоров обязательного страхования риска гражданской ответственности, в соответствии с пунктом 2 статьи 966 ГК РФ составляет три года и исчисляется со дня, когда потерпевший (выгодоприобретатель) узнал или должен был узнать:
об отказе страховщика в осуществлении страхового возмещения или прямом возмещении убытков путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания или выдачи суммы страховой выплаты либо об осуществлении страхового возмещения или прямого возмещения убытков не в полном объеме.
Исковая давность исчисляется также со дня, следующего за днем истечения срока для принятия страховщиком решения об осуществлении страхового возмещения или о прямом возмещении убытков путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания либо о выдаче суммы страховой выплаты (пункт 21 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Руководствуясь вышеуказанными положениями нормативно-правовых актов и обязательными для нижестоящих судов разъяснениями высших органов судебной системы Российской Федерации суды принимали решения в пользу пострадавших в ДТП — потерпевших, страхователей (выгодоприобретателей).
Однако времена меняются, судебная практика вместе с ними. Несмотря на то, что по сути вопрос не изменился и не изменилось его правовое регулирование, уже 19 января 2022 г. было принято диаметрально противоположное судебное постановление, являющееся примером новой судебной практики, обобщением которой является ныне действующее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
06.02.2023 г.